Пугачева Екатерина город Нижний Новгород

Семинар-практикум на тему «Планирования игровой деятельности в детском саду» Пугачева Екатерина

Тема: «Планирования игровой деятельности в детском саду»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Понятие «планирование», виды планирования игровой деятельности, значение планирования…………………………………………………………..3

2. Особенности планирования творческих игр…………………………………4

3. Особенности планирования игр с правилами………………………………..8

4. Перспективный план игровой деятельности. Тема «Наш быт», первая младшая группа…………………………………………………………………..14

5.  Литература……………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «планирования», виды планирования игровой деятельности, значение планирования.

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

     Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;  

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе.

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

 Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

• Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

2. Особенности планирования творческих игр.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В педагогике сюжетно-ролевые игры называют «творческими», «свободными». В этих играх дети отражают все то, что они видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. Чем старше дети, тем самостоятельнее становятся они в играх, тем шире сюжеты игры, интереснее замысел. Педагог создает условия для игр, иногда помогает детям  договориться о ходе игры, заботясь о том, чтобы все дети играли, проявляли инициативу, по очереди выполняли главные роли, умели бы подчиняться вырабатываемым сообща правилам.

Ролевую игру можно описать как «ситуацию», в которой кого-либо просят взять на себя роль, нехарактерную для исполнителя, либо характеризующую его, но в абсолютно другой обстановке. Ролевая игра - это попытка получить опыт другого поведения. Сюжетно-ролевая игра используется в моделировании поведения, в наглядном обучении, в тренинге социальных навыков.

Цели игры:

- предоставить детям возможность активно попытаться изменить свое поведение;

- предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальности;

- предоставить детям возможность увидеть, как их поведение влияет на окружающих;

- дать детям возможность испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи;

- способствовать тому, чтобы дети учились по
новому видеть ситуацию и осваивали новые формы поведения, предоставляя им возможность исполнять различные роли.

Основой сюжетно-ролевых игр является самостоятельная деятельность детей, возникает вопрос, нужно ли руководить игрой, вмешиваться в творчество детей?

Общеизвестно, что творчество ребенка в игре само по себе без участия, т.е. руководства взрослого развиваться не может, т.е. руководство взрослого в том, что оно строится на интересе детей, педагог лишь расширяет знания, используя различные приемы: совет, подсказка, предложение, выполнение взрослым одной из ролей.

К наиболее распространенным сюжетам игр для учащихся школьного возраста отнести:

- созидательные сюжеты (строительство плотин, «города», создание школьной фабрики, театра);

- сюжеты поиска и открытий (экспедиции, путешествия, полеты в космос);

- сюжеты, созданные с романтикой профессий (игра в «школу», в «магазин», в «пожарников», в «геологов», в «мореплавателей»);

- военные и военизированные игры (игры в «войну», «партизан»);

- игры, связанные с искусством (игры в «цирк», в «театр»);

- этические и сказочные сюжеты (игры в «индейцев», «папуасов», «Нептуна», «Робин Гуда», «Робинзона»);

- фантастические сюжеты (игры в «пришельцев» и пр.);

Структурные этапы сюжетно-ролевой игры, на которые следует обратить внимание:

- нахождение замысла игры;

- построение вариантов сюжета игр, выявление ролей и их распределение;

- нахождение путей реализации замысла и содержания игры;

- поиск и подготовка игрового материала, атрибутов;

- собственно игровое творчество, использование комбинаций при выполнении игровых действий, контроль за выполнением правил;

- самооценка и оценка найденного сюжета игры, игровых действий, путем решения игровых задач.

Методические рекомендации при подготовке к игре:

Создание положительного восприятия детьми игры, атмосферы ожидания успеха и удовольствия от участия в ней.

1. Будущие участники игры получают и уточняют информацию о себе и предстоящей игре, подробно знакомятся с тем, как игра может помочь им в дальнейшей жизни.

2. Освоение игровых действий участниками.

3. Все участники игры хорошо представляют ход игры, получили свой игровой инструментарий и знали пользование им. Каждая ролевая игра моделирует ситуацию, далекую от действительности; участникам предстоит перевоплощение, для этого они должны знать биографию и характер своего героя, эпоху, в которой происходит действие. Поэтому, нужно познакомится с местом и временем игры.

4. Дать время участникам на подготовку к игре.

Правила проведения сюжетно-ролевых игр:

Правила выдвигают дети, следуя определенным жизненным привычкам.

1. Дети вводят в игру новые роли, расширяют игровые отношения.

2. Педагогу необходимо научить ребенка переносить полученные знания в игру.

3. Обратить внимание ребят на то, что можно играть по-разному, не повторяя знакомые сюжеты, а преобразуя их, вводя новые роли.

Достичь этого можно, используя модели подготовленных взрослыми игр - лото (набор карточек с изображением людей разных профессий и служб, роли которых дети отражают в своих играх; орудий труда, принадлежностей, которые используются в виде игровых атрибутов).

Трудности, с которыми может столкнуться педагог при проведении сюжетно-ролевой игры:

1. Уровень развития  некоторых  детей может  быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чужие роли и представлять себя на месте того, кто будет исполнять их роль, в этом случае лучше не использовать этот вид игры.

2. Дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения, таким образом, убедитесь, что дети  готовы  к такому типу обучения,  слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и негативно сказаться на стремлении изменить поведение. Этот вид игр рекомендуется использовать для проведения массовых воспитательных мероприятий в младшем, среднем и старшем звене. Все три возрастные группы принимают активное участие.

3. Особенности планирования игр с правилами.

Игры с правилами — это дидактические и подвижные игры. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения.

Дидактические игры.

Содержание, методика и правила дидактических игр разрабатываются педагогами для развития познавательной активности детей.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

-игры-занятия;

-дидактические или автодидактические игры.

В играх занятиях главная роль принадлежит педагогу, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, показом.

Основой для игр служат сформулированные предоставления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Дидактическую игру можно использовать при обучении математики и др. предметов, ознакомлении с природой и окружающим миром, на кружковых занятиях, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

- учебное (познавательное);

- игровое (занимательное).

Цели игры:

- развитие творческих способностей,

- развитие зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений,

- уточнение знаний детей о предметах и явлениях окружающей жизни,

- развитие сообразительности, смекалки, речи.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. В игре формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам.

Методические рекомендации дидактических игр, на которые следует обратить внимание:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и  обучения; углубления и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения игры;

- выбор места для игры, темпа, эмоциональный настрой;

- определение количества играющих  (вся группа, небольшая подгруппа);

- подготовка необходимого дидактического материала  для выбранной игры (игрушки, различные предметы);

- подготовка педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни,  необходимыми для решения игровой задачи.

Этапы подготовки к игре:

1.  Ознакомление с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре.

1. Объяснение хода и правил игры.

2. Показ игровых действий.

3. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

4. Подведение итогов игры, эмоциональный настрой к концу снижается, отмечает удачные решения.

5. Анализ игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения.

Таким образом, дидактическая игра формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

Ознакомление детей с трудом проходит в последовательности: знакомство с содержанием определенного вида труда, раскрывают перед детьми значение любого вида труда. Нахождение характерных признаков в предметах и явлениях окружающего мира, умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения - помогает дидактическая игра.

Дидактическая игра рекомендуется для младших школьников, т.к. ведущую роль играет педагог. 

Подвижные игры.

Подвижная или спортивная игра проводится обычно в виде соревнования участников и характеризуется большим разнообразием движений выполняемых в различных сочетаниях, высокой интенсивностью мышечной деятельности, непрерывно меняющимися условиями игры, требующими от участников инициативы и находчивости при решении возникающих в ходе игры задач, коллективными действиями, высокой эмоциональностью.

Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Однако практика показывает, что эффективность его оказывается выше, а учащиеся проводят перемены с большим интересом, если в основу перемены положены подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, состязания типа игр - аттракционов.

В результате специальных исследований, проведенных с целью определения эффективности подвижной перемены и содержания активного отдыха, выявлено, что учащиеся, активно играющие на перемене, в четыре раза меньше отвлекаются на занятиях, чем учащиеся, занимавшиеся в это время другими делами.

Подвижные игры в наибольшей степени удовлетворяют потребности детей в движении. Развлекательная сторона игр преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жесткость правил соответствуют возможностям детского организма.

В подвижных играх детям предоставляется возможности проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели.

В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь в одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому, таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятные волнения, причем это проявляется перед началом  игры, безотносительно к предполагаемым результатам: заканчивается участие в игре победой или поражением.  Это подтверждено многолетними исследованиями.

Говоря о применении игр на перемене, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры во время перемены, что и предоставляет ожидаемый гигиенический и педагогический эффект.

Требования, которые необходимо соблюдать при проведении подвижных игр:

-организованное начало занятий;

-постоянное повышение физиологической кривой;

-снижение ее к концу занятий.

Выделяют три разновидности подвижных игр применительно к перемене. В основе этой группировки положены признаки психофизической нагрузки: малая, средняя и высокая.

При подборе игр следует учитывать некоторые характерные особенности детей данного возраста. В частности, у детей среднего школьного возраста повышается устойчивость организма к проявлению физических усилий, резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил. Это позволяет участвовать в играх, требующих большой интенсивности и длительности.

Например: «Не давай мяча водящему...» и т.п.

Необходимо четко продумывать методические приемы проведения игр, чтобы максимально охватить детей.

Требования к играм.

Требования к игре:

- все упражнения и действия в играх должны соответствовать анатомофизиологическим и психологическим особенностям детей этого возраста;

- следует подбирать простые игры, доступные по
содержанию, которые бы вызывали интерес у детей;
- важно следить за тем, чтобы физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги соответствовали нормально физиологической кривой:

- игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность;

- предпочтение следует отдавать играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из неепо своему желанию.

Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили оживленнее, нужно подбирать (особенно в игровыхупражнениях, поединках, аттракционах) участников одного илиразного возрастов. Очередность выполнения  упражненийустанавливают  руководители игр. Они организуют  игры, выступают в роли судей, уточняют правила, поддерживают надлежащий порядок.

Дозировка нагрузки с учетом подготовленности детей, может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, кол-ва играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними.

При  проведении  подвижных  игр  на свежем  воздухе рекомендуется использовать игры:

- с мячом;

- линейные эстафеты;

- игры с элементами спортивных игр;

- игровые упражнения с использованием аттракционов и приспособлений, имеющихся в данное время у педагога.

При проведении игр в помещении рекомендуется проведение:

- игр аттракционов;

- игр поединков;

- конкурсов;

- встречных эстафет.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры:

- они определяют весь ход игры;

- регулируют действия и проведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли;

- игра требует внимания, выдержки, проявления чувства коллективизма.

Игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Педагогу надо помнить, что впечатление детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундаменты для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно-полезной и творческой деятельности.

Рекомендации по написанию положения:

1.  Цель и задачи.

1. Место и время проведения.

2. Руководство.

3. Участники.

4. Программа.

5. Условия зачета и определение победителей.

Итак, подвижная игра - это традиционное средство педагогики. В ней легко отражается образ жизни людей,  их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю и стремление к победе.

Включение игры в занятие рекомендуется проводить с уч-ся разных возрастов, т.к. длительность занятий в кружках велика.

4. Перспективный план игровой деятельности.

Тема: «Наш быт», первая младшая группа

Вид игры

Название, цель

Описание

Режимные моменты

Сюжетно – ролевые игры

«Уложим Мишку спать»

Цель: Вызвать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.

Воспитатель рассказывает и показывает одеяло, подушку и укладывает мишку в кроватку

Во время приема детей

Строительные игры

«Цветные дорожки для мишки»

Цель: Закреплять умение играть со строительным материалом (кирпичики),
а так же строить дорожки разной ширины и обыгрывать постройку.

Воспитатель показывает как правильно нужно сложить кирпичики. Что бы получилась кроватка

Во время приема детей

Подвижные игры.

«У медведя во Бору»

Цель: Учить действовать согласно словам текста.
Развивать умение бегать, не
наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель зачитывает стихотворение, показывает движения согласно тексту, а дети повторяют за воспитателем а в конце разбегаются врассыпную.

Прогулка

ЛИТЕРАТУРА

1. Дошкольная педагогика/Под рек. И.О. Ядэшко. - М., 1986

2.Гарифуллина А. В., Давыденко Ю. В., Щербакова Н. Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 45-48.

3.Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 2007

4.Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005

13 ноября 2016 в 19:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.