Пугачева Екатерина город Нижний Новгород
Семинар-практикум на тему «Планирования игровой деятельности в детском саду» Пугачева ЕкатеринаТема: «Планирования игровой деятельности в детском саду»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие «планирование», виды планирования игровой деятельности, значение планирования…………………………………………………………..3 2. Особенности планирования творческих игр…………………………………4 3. Особенности планирования игр с правилами………………………………..8 4. Перспективный план игровой деятельности. Тема «Наш быт», первая младшая группа…………………………………………………………………..14 5. Литература……………………………………………………………………16
1. Понятие «планирования», виды планирования игровой деятельности, значение планирования. Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования: 1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года; 2. Годовой план ДОУ; 3. Тематические планы (по основным видам деятельности); 4. Индивидуальные планы специалистов и администрации; 5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе. Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку. Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом: • Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям. • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. • Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований. Планирование помогает воспитателю и всему педагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обоснованный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их деятельности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми. 2. Особенности планирования творческих игр. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В педагогике сюжетно-ролевые игры называют «творческими», «свободными». В этих играх дети отражают все то, что они видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. Чем старше дети, тем самостоятельнее становятся они в играх, тем шире сюжеты игры, интереснее замысел. Педагог создает условия для игр, иногда помогает детям договориться о ходе игры, заботясь о том, чтобы все дети играли, проявляли инициативу, по очереди выполняли главные роли, умели бы подчиняться вырабатываемым сообща правилам. Ролевую игру можно описать как «ситуацию», в которой кого-либо просят взять на себя роль, нехарактерную для исполнителя, либо характеризующую его, но в абсолютно другой обстановке. Ролевая игра - это попытка получить опыт другого поведения. Сюжетно-ролевая игра используется в моделировании поведения, в наглядном обучении, в тренинге социальных навыков. Цели игры: - предоставить детям возможность активно попытаться изменить свое поведение; - предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальности; - предоставить детям возможность увидеть, как их поведение влияет на окружающих; - дать детям возможность испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи; - способствовать тому, чтобы дети учились по
Основой сюжетно-ролевых игр является самостоятельная деятельность детей, возникает вопрос, нужно ли руководить игрой, вмешиваться в творчество детей? Общеизвестно, что творчество ребенка в игре само по себе без участия, т.е. руководства взрослого развиваться не может, т.е. руководство взрослого в том, что оно строится на интересе детей, педагог лишь расширяет знания, используя различные приемы: совет, подсказка, предложение, выполнение взрослым одной из ролей. К наиболее распространенным сюжетам игр для учащихся школьного возраста отнести: - созидательные сюжеты (строительство плотин, «города», создание школьной фабрики, театра); - сюжеты поиска и открытий (экспедиции, путешествия, полеты в космос); - сюжеты, созданные с романтикой профессий (игра в «школу», в «магазин», в «пожарников», в «геологов», в «мореплавателей»); - военные и военизированные игры (игры в «войну», «партизан»); - игры, связанные с искусством (игры в «цирк», в «театр»); - этические и сказочные сюжеты (игры в «индейцев», «папуасов», «Нептуна», «Робин Гуда», «Робинзона»); - фантастические сюжеты (игры в «пришельцев» и пр.); Структурные этапы сюжетно-ролевой игры, на которые следует обратить внимание: - нахождение замысла игры; - построение вариантов сюжета игр, выявление ролей и их распределение; - нахождение путей реализации замысла и содержания игры; - поиск и подготовка игрового материала, атрибутов; - собственно игровое творчество, использование комбинаций при выполнении игровых действий, контроль за выполнением правил; - самооценка и оценка найденного сюжета игры, игровых действий, путем решения игровых задач. Методические рекомендации при подготовке к игре: Создание положительного восприятия детьми игры, атмосферы ожидания успеха и удовольствия от участия в ней. 1. Будущие участники игры получают и уточняют информацию о себе и предстоящей игре, подробно знакомятся с тем, как игра может помочь им в дальнейшей жизни. 2. Освоение игровых действий участниками. 3. Все участники игры хорошо представляют ход игры, получили свой игровой инструментарий и знали пользование им. Каждая ролевая игра моделирует ситуацию, далекую от действительности; участникам предстоит перевоплощение, для этого они должны знать биографию и характер своего героя, эпоху, в которой происходит действие. Поэтому, нужно познакомится с местом и временем игры. 4. Дать время участникам на подготовку к игре. Правила проведения сюжетно-ролевых игр: Правила выдвигают дети, следуя определенным жизненным привычкам. 1. Дети вводят в игру новые роли, расширяют игровые отношения. 2. Педагогу необходимо научить ребенка переносить полученные знания в игру. 3. Обратить внимание ребят на то, что можно играть по-разному, не повторяя знакомые сюжеты, а преобразуя их, вводя новые роли. Достичь этого можно, используя модели подготовленных взрослыми игр - лото (набор карточек с изображением людей разных профессий и служб, роли которых дети отражают в своих играх; орудий труда, принадлежностей, которые используются в виде игровых атрибутов). Трудности, с которыми может столкнуться педагог при проведении сюжетно-ролевой игры: 1. Уровень развития некоторых детей может быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чужие роли и представлять себя на месте того, кто будет исполнять их роль, в этом случае лучше не использовать этот вид игры. 2. Дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения, таким образом, убедитесь, что дети готовы к такому типу обучения, слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и негативно сказаться на стремлении изменить поведение. Этот вид игр рекомендуется использовать для проведения массовых воспитательных мероприятий в младшем, среднем и старшем звене. Все три возрастные группы принимают активное участие. 3. Особенности планирования игр с правилами. Игры с правилами — это дидактические и подвижные игры. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения.
Содержание, методика и правила дидактических игр разрабатываются педагогами для развития познавательной активности детей. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: -игры-занятия; -дидактические или автодидактические игры. В играх занятиях главная роль принадлежит педагогу, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, показом. Основой для игр служат сформулированные предоставления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Дидактическую игру можно использовать при обучении математики и др. предметов, ознакомлении с природой и окружающим миром, на кружковых занятиях, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: - учебное (познавательное); - игровое (занимательное). Цели игры: - развитие творческих способностей, - развитие зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений, - уточнение знаний детей о предметах и явлениях окружающей жизни, - развитие сообразительности, смекалки, речи. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. В игре формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам. Методические рекомендации дидактических игр, на которые следует обратить внимание: - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубления и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания обучения детей определенной возрастной группы; - определение наиболее удобного времени проведения игры; - выбор места для игры, темпа, эмоциональный настрой; - определение количества играющих (вся группа, небольшая подгруппа); - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, различные предметы); - подготовка педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Этапы подготовки к игре: 1. Ознакомление с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. 1. Объяснение хода и правил игры. 2. Показ игровых действий. 3. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. 4. Подведение итогов игры, эмоциональный настрой к концу снижается, отмечает удачные решения. 5. Анализ игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Таким образом, дидактическая игра формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Ознакомление детей с трудом проходит в последовательности: знакомство с содержанием определенного вида труда, раскрывают перед детьми значение любого вида труда. Нахождение характерных признаков в предметах и явлениях окружающего мира, умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения - помогает дидактическая игра. Дидактическая игра рекомендуется для младших школьников, т.к. ведущую роль играет педагог. Подвижные игры. Подвижная или спортивная игра проводится обычно в виде соревнования участников и характеризуется большим разнообразием движений выполняемых в различных сочетаниях, высокой интенсивностью мышечной деятельности, непрерывно меняющимися условиями игры, требующими от участников инициативы и находчивости при решении возникающих в ходе игры задач, коллективными действиями, высокой эмоциональностью. Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Однако практика показывает, что эффективность его оказывается выше, а учащиеся проводят перемены с большим интересом, если в основу перемены положены подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, состязания типа игр - аттракционов. В результате специальных исследований, проведенных с целью определения эффективности подвижной перемены и содержания активного отдыха, выявлено, что учащиеся, активно играющие на перемене, в четыре раза меньше отвлекаются на занятиях, чем учащиеся, занимавшиеся в это время другими делами. Подвижные игры в наибольшей степени удовлетворяют потребности детей в движении. Развлекательная сторона игр преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жесткость правил соответствуют возможностям детского организма. В подвижных играх детям предоставляется возможности проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь в одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому, таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятные волнения, причем это проявляется перед началом игры, безотносительно к предполагаемым результатам: заканчивается участие в игре победой или поражением. Это подтверждено многолетними исследованиями. Говоря о применении игр на перемене, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры во время перемены, что и предоставляет ожидаемый гигиенический и педагогический эффект. Требования, которые необходимо соблюдать при проведении подвижных игр: -организованное начало занятий; -постоянное повышение физиологической кривой; -снижение ее к концу занятий. Выделяют три разновидности подвижных игр применительно к перемене. В основе этой группировки положены признаки психофизической нагрузки: малая, средняя и высокая. При подборе игр следует учитывать некоторые характерные особенности детей данного возраста. В частности, у детей среднего школьного возраста повышается устойчивость организма к проявлению физических усилий, резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил. Это позволяет участвовать в играх, требующих большой интенсивности и длительности. Например: «Не давай мяча водящему...» и т.п. Необходимо четко продумывать методические приемы проведения игр, чтобы максимально охватить детей. Требования к играм. Требования к игре: - все упражнения и действия в играх должны соответствовать анатомофизиологическим и психологическим особенностям детей этого возраста; - следует подбирать простые игры, доступные по
- игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность; - предпочтение следует отдавать играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из неепо своему желанию. Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили оживленнее, нужно подбирать (особенно в игровыхупражнениях, поединках, аттракционах) участников одного илиразного возрастов. Очередность выполнения упражненийустанавливают руководители игр. Они организуют игры, выступают в роли судей, уточняют правила, поддерживают надлежащий порядок. Дозировка нагрузки с учетом подготовленности детей, может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, кол-ва играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. При проведении подвижных игр на свежем воздухе рекомендуется использовать игры: - с мячом; - линейные эстафеты; - игры с элементами спортивных игр; - игровые упражнения с использованием аттракционов и приспособлений, имеющихся в данное время у педагога. При проведении игр в помещении рекомендуется проведение: - игр аттракционов; - игр поединков; - конкурсов; - встречных эстафет. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры: - они определяют весь ход игры; - регулируют действия и проведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли; - игра требует внимания, выдержки, проявления чувства коллективизма. Игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Педагогу надо помнить, что впечатление детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундаменты для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно-полезной и творческой деятельности. Рекомендации по написанию положения: 1. Цель и задачи. 1. Место и время проведения. 2. Руководство. 3. Участники. 4. Программа. 5. Условия зачета и определение победителей. Итак, подвижная игра - это традиционное средство педагогики. В ней легко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю и стремление к победе. Включение игры в занятие рекомендуется проводить с уч-ся разных возрастов, т.к. длительность занятий в кружках велика. 4. Перспективный план игровой деятельности. Тема: «Наш быт», первая младшая группа
ЛИТЕРАТУРА 1. Дошкольная педагогика/Под рек. И.О. Ядэшко. - М., 1986 2.Гарифуллина А. В., Давыденко Ю. В., Щербакова Н. Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 45-48. 3.Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 2007 4.Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005 13 ноября 2016 в 19:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.